Историческая информация о Нурбану Султан от историка Ольги Козловой.
vk.com/topic-36182870_28769109
Жена и мать османских султанов Селима II и Мурада III соответственно, одна из могущественнейших женщин своей эпохи, фактическая основательница османского «султаната женщин», является одной из самых ярких фигур в мировой истории в целом и в турецкой истории в частности.
Хасеки Афифе Нурбану Валиде Султан, урождённая Сесилия/Чечилия Веньер Баффо, была по происхождению венецианкой и принадлежала к влиятельным и знатным семьям Венецианской республики, причём, по линии отца она даже состояла в родстве с дожем (правителем) Венеции Себастьяно Веньером (по одной из версий, Себастьяно Веньер приходился Сесилии/Чечилии родным дядей, т.к. являлся братом её отца). Матерью будущей султанши считают Виоланту/Иоланду Баффо [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 686.]. Поскольку девочка была незаконнорожденной, она носила фамилию матери [Skilliter. The Letters of the Venetian Sultana Nur Banu and Her Kira to Venice. Studia Turkologica Memoriae Alexii Bombaci Dicata, Eds. Gallotta A. and Marazzi U., Napoli, 1982. 708 p., р. 515-520]. Некоторые оттоманские источники предполагают еврейское и испанское происхождение Нурбану Султан, но ныне они практически не рассматриваются как серьёзные версии изучения данного вопроса.
Профессор Д.Фрили упоминает в своей монографии также версию греческого родства Нурбану, говоря, что она происходила из знатной греко-венецианской семьи [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 81.]. Нурбану была еще и племянницей богатейшей женщины Европы того времени с очень интересной судьбой. Она также являлась родственницей известного в Венеции сенатора и поэта Джорджио Баффо (1694-1768 годы). А еще интереснее – она была родственницей другой правительницы Оттоманской Империи – своей невестки Сафие Султан, носившей в христианстве имя София Баффо. По мнению современных специалистов, Нурбану и Сафие приходились друг другу тёткой и племянницей, правда, не родными. В связи с этим можно сделать вывод о том, что они родственницы и «по итальянской» линии, и «по турецкой» [Musallam B. F. Sex and Society in Islam. Cambridge, England, 1983. 177 р. Р. 65.].
Чечилия Баффо (итальянский вариант её имени звучит как раз как Чечилия, а не Сесилия) была захвачена в плен людьми Хайраддина Барбароссы в возрасте 12 лет на о. Парос в Эгейском море. Обратив внимание на красоту девочки, её среди других красавиц отправили в гарем султана Сулеймана Кануни. Предположительно, это произошло в 1537 или 1538 гг. [Hammer J. von. Histoire de l'empire ottoman. Paris, 1835-1837. Hazirlayan M.£tvik, Cilt 6, Istanbul, 2001. 712 р. Р. 422.].Вполне вероятно, в гареме юная венецианка воспитывалась в течение нескольких лет, и воспитанием этим занималась, скорее всего, любимая жена султана Хасеки Хюррем Султан, сразу заметившая ум и незаурядные способности девочки, а также её необыкновенную красоту [Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956, Ceviri, Severcan S., Istanbul, 1998. 312 р. Р. 123 – 124.]. Воспоминания современников и исследование частной переписки позволяют судить о весьма теплых взаимоотношениях Нурбану и Хюррем Султан. Скорее всего, от изначальных взаимоотношений госпожи и рабыни они перешли к более высокому уровню доверительных, возможно, даже родственных отношений если не двух подруг, то свекрови и невестки. В гаремных книгах неоднократно упоминается факт того, что Нурбану называла Хюррем султан «Мама Хюррем» или «Матушка Хюррем» [Sokolnicki M. La Sultane Ruthene. TTK Belleten, Cilt XXIII, 1959. 338 p. Р. 146.], что свидетельствует о взаимном доверии и уважении, а также о своеобразном чувстве родства, которое эти две женщины питали по отношению друг к другу.
В гарем шахзаде Селима Чечилия попала в 1543 г., когда тот отправлялся из Стамбула на правление санджаком Конья [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 35.]. Возможно, она была преподнесена как подарок в честь его отправления в санджак. Именно тогда Чечилия и получила своё новое, османское имя – «Нурбану», означающее «Женщина, излучающая свет» или «Принцесса света». По мнению специалистов, история её обращения в ислам связана с двумя людьми: по первой версии историков, так назвала Чечилию сама Хюррем Султан, в честь того, что девушка отличалась потрясающей, фантастической красотой, просто «ослепляла» других светом своего очарования. По другой версии, имя Нурбану для своей наложницы выбрал сам шахзаде Селим, страстно влюбившийся в красавицу-венецианку [Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 245 p. Р. 101.].
Попав в гарем шахзаде Селима, Нурбану родила ему подряд четырёх детей. Сначала у них родились три дочери – Хадидже Гевхерхан Султан (начало 1544), Эсмахан Султан (конец 1544) и Шах Ханим Султан (1545), а затем 4 июля 1546 года - сын Мурад, будущий османский султан Мурад III [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 81; Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 701; Ulucay, Cagatay M. Padisahlarin Kadinlari ve Kizlari. Ankara, 1992. 220 p., Р. 40-41]. Есть также версия о том, что, ввиду отсутствия точных дат рождения дочерей Нурбану и Селима, дочери Хадидже Гевхерхан Султан и Эсмахан Султан были близнецами.В гареме шахзаде Селима в Манисе он имел детей только от Нурбану, о чём свидетельствуют записи в гаремных книгах. В 1559 году у них родилась младшая дочь Фатьма Султан, после чего Нурбану прекратила рожать [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 35.].
В манисском гареме Селима распоряжалась Нурбану, которая, будучи матерью его старшего сына и наследника Мурада, обладала титулом первой жены. Она была фавориткой будущего султана, и он нежно любил её. Венецианский посол Джакопо Сорандзо писал в 1566 г. (сразу после воцарения Селима): «Говорят, что Его Величество горячо и преданно любит «Хасеки» как за её красоту, так и за её необычайный ум» [ Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 704 – 705.]. Возможно, столь искренняя любовь Селима к Нурбану была обусловлена также тем, что Нурбану мудро и почтительно вела себя по отношению к членам его семьи – она не враждовала с его сестрой Михримах Султан, долгое время исполнявшей обязанности Валиде после смерти своей матери Хюррем Султан 18 апреля 1558 года, относилась с благоговейным почтением к его отцу султану Сулейману Кануни, никогда открыто не претендовала на власть, за что в султанской семье её любили и что с благодарностью всегда помнил сам Селим [Hammer J. von. Histoire de l'empire ottoman. Paris, 1835-1837. Hazirlayan M.£tvik, Cilt 6, Istanbul, 2001. 712 р. Р. 436.].
Став султаном, Селим II взял в гарем ещё нескольких наложниц и они родили ему ещё восемь детей, в том числе шесть сыновей, один из которых умер ещё при жизни отца [Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956, Ceviri, Severcan S., Istanbul, 1998. 312 р. Р. 252.]. Но Нурбану по-прежнему оставалась его фавориткой. Венецианский посол Андреа Бадоара в 1573 году отмечает в своих донесениях дожу, говоря о Нурбану:
«…её называют «Хасеки», и Его Величество всячески благоволит к ней» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 84; Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago, 1988. 832 р. Р. 372.].
В качестве Хасеки султана Селима II Нурбану не была похожа на свою предшественницу. Если Хюррем получила известность в столице османского государства, став фавориткой уже правящего султана, то Нурбану пользовалась авторитетом и уважением в санджаке, где Селим в своё время был правителем. Несмотря на то что Селим после своего восшествия на престол также с уважением и благоговением относился к Нурбану, тем не менее, с появлением новорожденных детей Селима от других невольниц, Нурбану сосредоточила свое внимание на своем сыне, чтобы тот беспрепятственно смог стать следующим султаном. Существующий закон Мехмеда II Фатиха, разрешающий и даже в чём-то обязывающий султана, всходящего на престол, уничтожить всех своих родственников мужского пола по мужской линии, кроме собственных сыновей, дабы продолжать свою линию, угрожал единственному сыну Нурбану, если вдруг Селим II стал бы оказывать большее расположение своим сыновьям от других женщин [Калманович Д.В. Турецкая и западная историография о правовой системе Османской империи XVI в. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2011. №132. С. 49 – 58. С. 52; Тверитинова А.С. Книга законов султана Селима I. М.: Главная редакция восточной литературы. 1969. С. 274 – 276.].Свою власть и влияние в полной мере она показала впоследствии уже как мать султана Мурада III (1574-1595) Валиде Султан, существенно ограничивая власть и влияние Хасеки своего сына.
Правление Селима II было периодом османской истории, получившем название «Каданлар Султанат», или «Султанат женщин», т.к. некоторые могущественные и решительные женщины гарема оказывали значительное влияние на государственные дела. Первой из этих женщин с сильной волей и была Нурбану, которая не только распоряжалась в гареме, но и являлась силой, стоявшей за троном, в период царствования Селима II и в первые годы правления её сына Мурада III. Она состояла в переписке со многими именитыми женщинами того времени, в частности – с французской королевой Екатериной Медичи, королевой-матерью, исполнявшей обязанности регента при своих сыновьях Франциске II, Карле IX и Генрихе III, что способствовало установлению хороших отношений между французским и оттоманским дворами [Бретон, Ги. Женщины и короли. История Франции. В 10 тт. Т. 2.: От Анны де Боже до Марии Туше. М.: Пересвет, 1994. 320 с. С. 297; Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 335 с. С. 97; Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 87 – 88.].
Екатерина Медичи была, как и Нурбану, итальянкой, но родом из Флоренции, потому, судя по их переписке, эти две умные предприимчивые женщины прекрасно понимали друг друга и весьма успешно общались, обмениваясь не только письмами, но и подарками. Расходные книги Топкапы и книги хозйственных расчётов Лувра, а также воспоминания французских вельмож говорят, что французская королева и османская султанша посылали друг другу дорогие благовония, бесценные драгоценности, экзотических животных и редкие ткани, приправляя свои дары цветистыми в своей словесности письмами.
В архивах Лувра сохранилось несколько писем Нурбану, адресованных Екатерине Медичи, а также несколько черновиков Екатерины с её ответами Нурбану. В этих письмах османская султанша проявляет себя в большей степени как типично европейская женщина, вставшая с французской властительницей «на одну ступень», в отличие от многих других представителей Османской династии, считавших европейских монархов ниже себя [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 718 – 720.]. Вот отрывок одного из этих писем:
«…Наша дражайшая сестра, наша венценосная госпожа королева Екатерина! Мы приветствуем Вас и смиренно просим принять от нас скромные дары как дань уважения Вашему благочестию, мудрости, доброте и справедливости! ... Смеем заверить Вас в нашей дружбе и поддержке в любых условиях, ибо мы ценим Вас и уважаем Вашего сиятельного сына, да благословит Вас Всевышний! … Ваша покорная слуга, Хасеки Нурбану Султан» (впоследствии, став Валиде Султан, Нурбану могла подписываться в письмах, адресованных Екатерине, уже полным именем) [Фрида Л. Екатерина Медичи. М.: АСТ, АСТ-Москва, 2006. 574 с. С. 418 – 419.].
Екатерина отвечала не менее любезно:
«…Венценосная сестра моя, дивный ангел, прекраснейшая из смертных госпожа Хасеки Афифе Нурбану Султан, повелительница Востока и Блистательной Порты Мы посылаем Вам свою любовь и заверяем в самой искренней и самой верной дружбе! … Ваш друг и покорная слуга, Екатерина из дома Медичи, королева Французская…» [Фрида Л. Екатерина Медичи. М.: АСТ, АСТ-Москва, 2006. 574 с. С. 423.].
Своё влияние на Селима Нурбану сохранила до конца его дней. Известно, что Селим не был лишён поэтических дарований, и в заключительных строках лучшей своей газели он, воспевая земные наслаждения, обращается к «Прекрасной», кем, без сомнения, учёные считают Нурбану:
«О, дорогая, Селиму дай твои уста цветов пурпурного вина,
И мои слёзы преврати отсутствием своим в вино, любимая,
Окрась их в красный цвет, который крови подобает…» [Фрили, Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 90.Селим II умер в гареме дворца Топкапы 15 декабря 1574 года. По одной из версий, он был нетрезв, упал в ванну и захлебнулся. Другая версия его смерти гласит, что он поскользнулся в хаммаме, упал и сильно разбил голову о мраморный пол, что привело к немедленной смерти. Нурбану, которой помогал Соколлу Мехмед-Паша, тайно положила труп Селима в ящик со льдом и держала его там 12 суток, пока из Манисы не прибыл её сын Мурад, которому она в состоянии полной секретности тайно передала через своего агента весть о смерти отца [Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago, 1988. 832 р. Р. 401]. Сразу же по прибытии Мурад направился в тронный зал, расположенный в Третьем дворе дворца, где Соколлу провозгласил его султаном и тут же был вновь провозглашён великим визирем.
В ту же ночь по приказанию Мурада и с одобрения Нурбану, беспокоящейся о благе сына, были задушены пять его младших братьев. В качестве оправдания за это преступление Мурад сослался на Закон Фатиха, предписывавший устранять братьев, дабы они не могли претендовать на трон [Калманович Д.В. Турецкая и западная историография о правовой системе Османской империи XVI в. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2011. №132. С. 49 – 58. С. 54]. На следующий день Мурад похоронил своего отца Селима, приказав Мимару Синану соорудить над могилой отца роскошный мавзолей. Рядом с отцом были похоронены и юные шахзаде – Абдаллах, Джихангир, Мустафа, Осман и Сулейман. В момент казни последний из них был младенцем, и его пришлось оторвать от груди матери, которая, после того, как главный палач у неё на глазах задушил малыша, совершила самоубийство.
Мурад стал султаном, когда ему шёл двадцать девятый год.
На момент своего восшествия на престол, он имел только одну фаворитку, венецианку Софию Баффо, в исламе Сафие Султан, дальнюю родственницу своей матери Нурбану. Сафие была матерью его старшего сына Мехмеда, будущего султана Мехмеда III, родившегося 26 мая 1566 года, и его старшей дочери Айше Султан.
Нурбану, спокойно уживавшаяся в своё время со своей свекровью Хюррем Султан и своей золовкой Михримах Султан, встретила столь ожесточенное сопротивление со стороны Сафие, что стала относиться к ней с опаской и враждебностью, как к реальной сопернице. Хасеки султана Мурада III Сафие Султан, в отличие от Хюррем и Нурбану, с которыми султаны Сулейман I и Селим II заключали браки, не стала его официальной женой. Тем не менее, султан Мурад III после восшествия на престол на многие годы сохранил моногамные отношения с ней. Опираясь на поддержку своих дочерей, Нурбану стала пытаться свести на «нет» влияние Сафие на Мурада.
✔
После возможного лечения, а также уговоров своей матери Нурбану, Мурад III имел интимные связи с рекордным количеством невольниц, так как после его смерти остались 20 сыновей и 27 дочерей [Peirce P. Leslie. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. Oxford, 1993. Ceviri.Berktay A., Istanbul 1993. 408 p., Р. 126]. По другой версии, Мурад III имел 19 сыновей и 36 дочерей, а архив гарема Топкапы называет цифру в 24 сына и 32 дочери [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 804.].
Нурбану продолжала единолично править в гареме вплоть до своей смерти в декабре 1583 года. Все годы правления своего мужа и своей деятельности в качестве Валиде Султан она активно проводила в жизнь провенецианскую политику, так что большинство современников склонялись к выводу о том, что её отравил генуэзский посол, поскольку Генуя в то время враждовала с Венецией, а, следовательно, интересы генуэзцев существенно ущемлялись при султанском дворе.
Паоло Контарини в своём донесении венецианскому дожу, составленному после кончины Нурбану, писал, что она была тем человеком при османском дворе, на советы которого Мурад III полагался более всего:
«Он строит политику свою, главным образом, на советах своей матери, потому что ему кажется, что никто другой не даст совета столь мудро и преданно, как это делает она; отсюда и почтение, которое он ей оказывает, и уважение, которое он питает к её необычайным качествам и многим добродетелям…» [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 849; Skilliter. The Letters of the Venetian Sultana Nur Banu and Her Kira to Venice. Studia Turkologica Memoriae Alexii Bombaci Dicata, Eds. Gallotta A. and Marazzi U., Napoli, 1982. 708 p. Р. 628.].
Умирая, Нурбану Султан давала своему сыну последние советы, которые, по словам Джанфранческо Моросини, «касались настоящего правления и содержали в себе столько благоразумия и осмотрительности, что можно было подумать, будто они исходят от искусного, умного и очень опытного государственного деятеля». Мать советовала Мураду вершить правосудие незамедлительно, при этом быть справедливым к своим подданным, сдерживать свою жадность к золоту, а самое главное – присматривать за своим сыном Мехмедом. Когда Нурбану скончалась, Моросини сообщил об этом в своей депеше в Венецию, которая заканчивалась словами: «Все единодушно признают, что она была женщиной, объединявшей в себе необычайное великодушие, мужество и мудрость» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 93 – 94.]
Смерть матери оказалась тяжелейшим ударом для Мурада, и свои сыновние чувства он выразил, устроив ей похороны, беспрецедентные по пышности и размаху. После похорон он приказал Синану воздвигнуть мечеть в честь Нурбану. Получившая название Аттик Валиде Джами, эта мечеть была построена на высоком холме на азиатском берегу Босфора и своим великолепием может сравниться только с Сулеймание Джами.
И ещё маленький момент о Нурбану!)
Она не была этакой скромницей, сидящей в уголке и ожидающей власти, нет)) Просто она была умна, предприимчива и хитра, и понимала, что воевать со свекровью (Хюррем) и с Михримах, к которым и Селим, и Сулейман, от которых, собственно, зависела её жизнь, были искренне привязаны, - ей же дороже выйдет) К тому же, когда Чечилия попала в гарем, ей было порядка 12-13 лет) Хюррем фактически, можно сказать, заменила ей мать, т.к. занималась её обучением и воспитанием. Потому неудивительно, что Нурбану была искренне привязана к ней и относилась к ней с почтением и нежностью.
Она была умна, спокойна, хладнокровна и упряма, но как танк стены не прошибала)))))))) К тому же, исторической Нурбану не пришлось очаровывать Селима и буквально "брать его приступом и осадой" - она была так красива, что Селим с первого взгляда голову потерял))
Ольга Козлова.
Отредактировано Эльвира (Суббота, 20 июня, 2015г. 16:19:19)